Основные возможности сервиса Bubolab недоступны в Вашем браузере. Пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером.
выбрать браузер

Как проходят уроки музыки в школе

ПОДОБРАТЬ КУРС

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос умным, талантливым, расширял кругозор. Уроки музыки в школе раскрывают способности и творческий потенциал.

 

Зачем в школе учат музыку

 

Педагоги считают музыку важным предметом учебной программы. Причины тому:

 

  • Дисциплина. Осваивать инструмент нужно регулярно, в школе и на дому.
  • Развиваются интеллектуальные способности, пластичность сенсорных систем. Ребенок запоминает нотный текст, тренируя логическую, визуальную, слуховую, эмоциональную память. Управляет звуковыми фигурами, лучше работает с большим объемом информации.
  • Поняв структуру музыкального произведения, ребенок быстрее освоит технические науки.
  • Занятия в коллективе развивают коммуникативные навыки детей. Общее дело сближает и помогает завести друзей и единомышленников.
  • Через музицирование ребенок выражает себя творчески.
  • Растет культурный уровень. На уроках школьники узнают о великих композиторах, произведениях.

 

Урок музыки в школе

 

Развитое мышление и терпение пригодятся в каждой сфере. А навыки и эрудиция впечатлят собеседника.

 

Методика преподавания

 

Для эффективного обучения в начальной школе разработали методику преподавания музыки.

 

Наиболее популярные способы:

 

  • Копирование процесса. Ученик ставит себя на место композитора. Отвечает на вопросы: что я хочу донести? Почему? Интересно ли это остальным?
  • Импровизация. Учащиеся выбирают инструменты, ярче выражающие замысел автора, раскрывают персонажей. Исполняют песни, имея только слова. Таким образом, дети становятся на место композитора, пропуская песню, мелодию через себя.
  • Анализ произведения. Прослушав начало, ученики выдвигают теорию, как разовьется музыка дальше, чувствуют и мыслят от содержания. Идею развития переносят на звучащее произведение.
  • Отождествление. Перенос образов, эмоций произведения на себя. Ребята проживают события, о которых рассказывает композитор.
  • Цвет – образ. На уроках размышляют о мелодии с помощью цвета. При прослушивании определяют цветовую гамму произведения, характер. Затем дети переносят ощущения на изображение.

 

Методы делят на вербально насыщенные и интонационно насыщенные.

 

Популярные курсы Bubolab
Индивидуальные Уроки на клавишных инструментах
от 5 225 руб.
Курс эстрадно-джазового вокала
от 475 руб.
Уроки импровизации на гитаре
от 2 565 руб.

Для первых характерно иллюстративное обучение. К нему относят:

 

  • Прогноз и возвращение к пройденному. Показывает связи между различными темами. Создает гармоничное представление малышей о единстве музыкального произведения.
  • Обобщения. В приоритете: понять базовые составляющие о музыке. 
  • Эмоциональная драматургия. Развитие чувствительного отношения к музыке.
  • Создание художественного контекста. Развитие музыкальной культуры через другие сферы: природу, историю, другие области искусства.
  • Жизненные ассоциации. Эмоциональное состояние детей максимально приближают к состоянию героя произведения.
  • Наложение. Устанавливают связь между музыкой и литературой. Настроение литературного персонажа  подчеркивают музыкально.
  • Полифонический метод. Цель – сохранять музыкальное внимание продолжительное время.

 

Методы обучения музыке

 

Интонационно насыщенные методы:

 

  • Размышление о музыке. Цель – развить у детей духовные ценности. Выбирают проблему, которую решает музыка, ищут решение сами.
  • Проблемное изложение материала. Ученики развивают самостоятельность в поиске новой информации. Учитель создает ситуацию, раскрывающую противоречия известных знаний и новых явлений.
  • Переинтонирование. Формирует музыкальное мышление на основе интонаций. На уроках изучают явления, свойственные композиторам. Это помогает определить автора в незнакомой композиции и создавать произведения в определенном стиле.
  • Создание шедевров. Дети постигают логику композиции, это помогает создать что-то свое.

 

Также среди школ России завоевала популярность Вальдорфская система. В Москве более 20 лет работает ряд школ, практикующих данный метод.

 

Основа Вальдорфской педагогики заключается в том, что практика — главный и первый шаг в изучении предмета, из практики вытекает теоретическое знание.

 

 Карл Орф создал не менее известную технологию музыкального образования, не зависящую от способностей детей. Ее суть в развитии воображения, в простом музицировании. Проведение урока сопровождается не только игрой на инструментах, но и движениями: хлопками, топотом и т. д.

 

Карл Орф

 

Это делает занятие класса музыки в школе занимательным процессом.

 

Структура урока

 

Проведение занятия осуществляют поэтапно:

 

  1. Детям объясняют новую тему. Раскрывают цели, задачи.
  2. Изучают материал.
  3. Закрепляют.
  4. Проверяют, насколько ученики запомнили новую информацию.
  5. Задают домашнее задание.
  6. Проводят аттестационное занятие.

 

Чаще занятия включают все 6 этапов. При необходимости учитель корректирует структуру урока музыки: проводит аттестационную работу, повторяет пройденное или только объясняет новую тему.

 

Виды деятельности на уроке музыки:

 

  • Индивидуальный подход: каждому ученику подбирают персональное задание, в зависимости от его способностей.
  • Фронтальный вид деятельности: ученики выполняют одинаковую работу. Позже класс общается, обсуждает результаты, сравнивает. Дети учатся размышлять, аргументировать, находить ошибки в чужих рассуждениях. Развиваются коммуникативные навыки, чувство коллективизма.
  • Групповая форма: коллектив делят на маленькие группы для решения конкретных задач.

 

Разделение на группы

 

В музыкальном воспитании каждый метод по-своему полезен и необходим.

 

Средства обучения, используемые на уроках

 

Для прочного усвоения информации преподаватель музыки задействует как можно больше чувствительных органов.

 

Визуальные средства делят на виды:

 

  • Изобразительные: картинки, портреты, фотографии.
  • Графические: таблицы, схемы.
  • Мультимедиа приложения: фильмы, мультфильмы.
  • Все чаще к урокам музыки добавляют презентации.

 

Широкий выбор дистанционных инструментов на уроках музыки предоставляет МЭШ – Московская электронная школа. Сервис позволяет вести виртуальный дневник, конспект урока, план, знакомиться с нужными материалами в удобном формате, в т. ч. и видео.

 

Виды деятельности

 

Каждый урок включает:

 

  • ознакомительную часть;
  • воспроизведение;
  • изучение.

 

Активным и непоседливым школьникам младших классов слушать учителя трудно. Важно приучить детей к мысли, что для прослушивания музыки в кабинете нужно сидеть тихо, ибо настоящая мелодия рождается в тишине.

 

Другая форма работы над песней — исполнение.

 

Дети исполняют песню

 

Из всех видов музыкальной деятельности самым любимым для детей является пение. Важно отметить, что вокал на кружках, уроках является коллективным, где все помогают, поддерживают друг друга.

 

Как разучивают песни на уроках

 

Выбор песни для разучивания не произволен. Особенно тщательно подбираются произведения для младших школьников.

 

Форма их должна быть лаконична. Музыка – с четко прорисованным мелодическим рисунком. Ритм – простой с чередованием не более трех видов длительностей. Таким критериям обычно отвечают народные песни, частушки.

 

Стадии разучивания песни на уроке музыки:

 

  1. Прослушивание.
  2. Анализ.
  3. Запоминание.
  4. Исполнение.

 

Стадии изучения теории:

 

  1. Объяснение.
  2. Закрепление.
  3. Повторение.
  4. Обобщение.
  5. Применение на практике.

 

Дети поют

 

Способы прочувствовать произведение:

 

  • аудио и видеозаписи, слайды;
  • сравнение с другими произведениями;
  • выражение музыки в рисунках, рассказах.

 

В процессе всех форм деятельности дети узнают закономерности музыкального языка, знакомятся с основами нотной грамоты, учатся сами исполнять мелодии.

 

Особенности анализа урока музыки

 

Анализ урока музыки предполагает рассмотрение:

 

  • целей, задач, содержания занятия;
  • личных качеств педагога.

 

Варианты анализа бывают разными. Помогают ориентиры:

 

  • насколько педагог заинтересовал детей, вовлек их в активный процесс;
  • усвоение музыкальных знаний учениками;
  • формирование вокально-хоровых умений;
  • умение исполнять, импровизировать, устно и письменно высказывать свои впечатления.

 

При анализе обращают внимание на такие моменты:

 

  • насколько дети заинтересованы;
  • сколько нового материала усвоено;
  • развитие исполнительских навыков.

 

Анализ урока музыки

 

Также оценивают эмоциональный фон урока: насколько участники довольны процессом.

 

Дидактические материалы для учителя музыки

 

Обязанность учителя не только раскрыть творческий потенциал детей, но и наставлять, направить на верный путь. Для этого и созданы дидактические материалы.

 

При составлении учебной программы по музыке, выборе учебников российские школы ориентируются на ФГОС.

 

Популярностью среди педагогов пользуется книга Апраксиной О. Л. «Методика музыкального воспитания в школе».

 

Краткое содержание курса:

 

  • Становление музыкального образования. Его цели и задачи.
  • Уроки музыки в 19–20-х веках, в советское время.
  • Учебные программы 1970–1981 гг.
  • Методика музыкального воспитания в 1, 2 классах.
  • Музыкальное воспитание в 3 классе.
  • Занятия для 4 класса.
  • Уроки в 5, 6, 7 классах.
  • Общие вопросы музицирования.
  • Современные взгляды на музыкальную грамотность в школе.
  • Восприятие музыки и разбор с детьми.
  • Хоровое пение как вид исполнительского искусства.
  • Тенденции музыкального образования.
  • Музыкальное воспитание в других странах.

 

Автор рассматривает музыкальное образование с разных сторон. Объясняет, в чем разница работы педагога в старших и младших классах.

 


Обсуждение

Гость

Новый комментарий

Войти
похожие статьи
Подписаться на обновления